Ирина Вишневская. Art-тур «Ад Нёмана да Піны»

Art-тур  «Ад Нёмана да Піны»

  


   23 августа в Музее Белорусского Полесья состоялось открытие выставки живописи и скульптуры под названием «Ад Нёмана да Піны».

   В ней приняли участие художники из города Минска: Николай Мищенко, Гомонов Леонид, Шунейко Евгений и из города Узда Лычковский Андрей, Филиппович Александр и его сын Филиппович Ярослав.

   Пинск небольшой тихий городок с богатейшей историей и имеющий свои художественные традиции. Он всегда притягивал людей творческих. Вот и на этот раз нас не обошли стороной. Целая группа художников посетила наш край.

   Интерес эта выставка представляет тем, что эта личная инициатива художников, которые поставили перед собой особую цель – показать значимость географических, исторических  и культурных объектов, а так же талантливых
людей, как символ духовного просвещения нашей страны. Этот
art-тур посвящен изучению нашей белоруской природы, и самое главное - ее исторических мест.

   Поэтому проект «Выток Нёмана – выток духоўнасці» можно считать уникальным.

   Художники как новые белорусские «передвижники» стараются сделать искусство ближе к людям, простым обывателям, которые иногда даже не осознают, каким богатством они обладают, не испытывая чувства гордости за свою нацию, разрушают то, что осталось нам от прошлых поколений, не думая о будущем.

   Глядя на представленные работы, мы сами погружаемся в это состояние нежности, лиричности и мягкости, трепетного отношения к окружающему нас миру.

   Сколько прекрасного мы не замечаем вокруг, живем в суете и заботах, и вот однажды набредаешь на такую выставку и с удивлением говоришь: «Посмотри! Как эта березка похожа на ту, что стоит у моего дома! А те деревья, как будто из моих детских воспоминаний, где я маленький бегу босиком на речку за деревней, что прячется за старыми соснами…»

   Эта неповторимая теплота, которой в каждом человеческом сердце есть уголок, способна вырваться в такие моменты и заставит нас посмотреть на окружающий мир с новой точки зрения.

   Пусть жанр пейзажа и камерный, но  не стоит пренебрегать его возможностями. Природа прекрасна в своей первозданной красоте. И только в состоянии такого детского непосредственного восприятия художник может написать подобные картины.

   Глядя на представленные работы Н. Мищенко, нельзя не обратить внимание на тонкую передачу состояния – ничем ни нарушаемого спокойствия, единения человека  и природы. Как ее неотъемлемой части и бесконечного  многогранного  проявления.

   При надвигающейся грозе, возможно,каждый временами чувствует себя всего лишь песчинкой и поспешно стремится укрыться от этой бушующей стихии. Это мастерски показал в своих работах Л.Гомонов.

   А. Лычковский своей экспрессивной манерой вызывает противоречивые чувства. С одной стороны это спокойные лиричные пейзажи – деревья, спускающие свои ветви в тихую заводь воды, морозное утро либо цветущие яблони весной, а с другой стороны такая динамичная техника исполнения, буйство красок. Как будто за этим внешним спокойствием стоит  постоянное движение, протекающее с огромной скоростью, которое мы не сразу замечаем. 

   Прекрасно то, что нас окружает. Природа, внешне спокойная, обретает кипучий характер, внутреннюю силу, как и в работах Ф. Ладутько. Это быстрое восприятие и моментально запечатленные мгновения единения с природой.

   Немалое место занимает и А. Филипович. Он также  представил работы пейзажного жанра, хотя его увлеченность историческим заслуживает особого отношения. В наше время обращение к истории очень важно и ценно, так как основной задачей искусства является переосмысление исторических фактов своим образным видением. Его работы отличаются выдержанным колоритом, многофигурностью композиции.

   Я. Филиппович, сын А.Филипповича, самый молодой из участников, но работы его отличаются зрелостью. Особое впечатление производит его скульптура, выполненная из алюминия  «Всем жертвам». Удивительная одухотворенность образа, невозможно пройти равнодушно.  Он так же раскрывает  многогранность человеческой души, будь то легкость женской натуры, мечтательность, грациозность, либо тяжесть многих дум, возможно событий.

   Наша белорусская земля очень богата, своеобразна и славится живыми традициями, обычаями, обрядами. И мы еще имеем возможность общаться с носителями нашей традиционной, региональной культуры, изучать особенности их творчества.

   Поэтому представленные на выставке работы Е.Шунейко имеют огромное культурное значение. Они выполнены в технике «набиванка» и роспись по ткани. И этот, изначально традиционный, вид творчества показывает нам насколько
искусство неотделимо от нашей повседневной жизни, насколько оно нам близко.

   Тщательное изучение, развитие, сохранение и возрождение традиционных видов народного творчества, переосмысление его в новых образах является также нашей непосредственной задачей.

   Эта выставка затронула самые актуальные проблемы для белорусского современного искусства – показать значимость исторического и культурного наследия.

    А также то, что  художник – носитель духовных ценностей, которые необходимо передавать молодому поколению.


Вишневская Ирина, 

искусствовед, г.Пинск

От Немана до Пины 23. 08. 2013

926