В поисках единства и гармонии. Владислав Стреминский.

В ПОИСКАХ ЕДИНСТВА И ГАРМОНИИ

      

22—24 ноября 2013 г. в Минске было организовано несколько памятных мероприятий, посвященных 120-летию со дня рождения великого художника и теоретика европейского авангарда
Владислава Стреминского.

Особо заинтересованное отношение к этой выдающейся личности со стороны столичной научной и творческой интеллигенции вполне объяснимо.

Ведь В.Стреминский родился в Минске на бывшей улице Гарбарной (она находилась  рядом с рекой Свислочь в районе нынешней улицы Ульяновской). 

Инициаторами празднования такого значительного юбилея стали белорусские ученые.

Кандидат философских наук Наталья Кутузова провела 22 ноября круглый стол в Институте философии Национальной Академии Наук. По этому случаю из Варшавы был приглашен доктор искусствоведения Казимеж Пиотровски.


Во время проведения круглого стола разгорелась очень живая дискуссия, связанная с воздействием идей В.Стреминского на современное искусство, в том числе и на философские воззрения. Как отмечали выступающие, сам художник не имел надлежащего философского образования.

Но сила его теоретической мысли, изложенная во многих публикациях, и сейчас дает большой стимул для дальнейших научных исследований.  

23 ноября, буквально в юбилейный день рождения художника, К.Пиотровский прочитал лекцию в Белорусской государственной академии искусств, посвященную творческому наследию В.Стреминского, которое охватывает его белорусский, российский и польский периоды творчества.


Затаив дыхание, студенты, аспиранты и преподаватели академии слушали о нашем земляке и пытались осознать суть его эстетической теории «унизма»,который художник-теоретик впервые огласил в своем манифесте, изданном в Варшаве в 1928 году. 

Художником всю жизнь руководило желание создать такой стиль в искусстве, который бы вносил гармонию в  окружающее нас жизненное пространство и был бы по своей органической формообразовательной сути созвучен самой природе.

В формально-скульптурных проектах аналогичной направленности его ближайшим соратником была жена Катерина Кобро.

Katarzyna Kobro

Она также с первых дней знакомства в военном лазарете в Москве самоотверженно помогала ему как инвалиду Первой мировой войны.

После проведения лекции в БГАИ состоялась встреча польского гостя у проректора по учебной работе академии искусств Елены Бохан.

На лекции и на встрече присутствовала директор Института Польского в Минске Уршуля Дорошевска. Были обсуждены дальнейшие возможности силами молодых белорусских исследователей приобщаться к творческому наследию В.Стреминского.

Польская сторона может предоставить в этом важном деле необходимую поддержку.

Например, в передаче современных изданий научных трудов теоретика авангарда для перевода на русский и белорусский языки.

В. Стреминский, который был лично знаком  с К. Малевичем, В. Татлиным и другими лидерами молодого советского искусства, также является одним из авторитетов молодого новаторского искусства Польши 1920-х – 1930-х гг. Его деятельность охватывает также и Западную Беларусь.

Одним словом, это –  впечатляющий «мост» международной творческой связи.

После завершения встречи была организована экскурсия по факультету дизайна БГАИ, которая знакомила гостей с «творческой кухней» учебного процесса. Отмечалось, что и у сегодняшних студентов новаторских идей очень много.


Ведь не случайно, что  В.Стреминский родился в Минске! 

Затем белорусские коллеги вместе с польским искусствоведом провели время под сводами Национального художественного музея Беларуси.


К.Пиотровский, который был впервые в нашей столице, не мог скрыть своих ярких впечатлений от увиденного. Он обратил внимание на слияние многих культурных начал в белорусском изобразительном искусстве на протяжении многих веков его развития, на значимость его профессиональной школы для современного творчества. 

До позднего вечера продолжалась экскурсия и по Верхнему Городу, Проспекту Независимости, по району Минска, где когда-то жил великий новатор современного искусства, что также оставило очень большие впечатления.

В центре столицы контрастно соприкасаются разные архитектурные стили, красноречиво говорящие об истории и современности Минска. 


22 ноября  в экспозиции НХМРБ К. Пиотровски дал интервью для видеопрограммы «Исток Немана – исток духовности», в котором попытался осмыслить значимость творчества В.Стреминского и перспективы польско-белорусско-российских художественных связей.



Интервью доктора искусствоведения К. Пиотровского, Лодзь (полный вариант, без перевода с польского) в НХМРБ 22.11.2013

Они видятся в свете дальнейшего приобщения к наследию минского классика авангарда, как к катализатору новых поисков и открытий. И новации не оставляют себя долго ждать.

12 декабря в Вилейке, где в разное время жил и творил В.Стреминский, был торжественно открыт памятник в честь его творческого наследия.



Вечер памяти, посвященный 120-летию со дня рождения Владислава Стреминского, Вилейка, 14.12.2013





В Вилейке появилась скульптура, посвященная художнику-авангардисту Владиславу Стреминскому
Читать полностью:  http://news.tut.by/kaleidoscope/360968.html

8 августа 2013

Катерина СУШКО, фото автора, Край.by

Значительная часть творческой биографии Стреминского связана с Вилейкой. Скульптурную композицию установили на газоне возле кинотеатра "Мир", через дорогу от городской гостиницы.
Читать полностью:  http://news.tut.by/kaleidoscope/360968.html

Как пояснила "Край.бай" научный сотрудник Вилейского краеведческого музея Надежда Авдей, эта скульптурная композиция была выполнена студентами Белорусской государственной академии искусств в ходе пленэра, который проходил в городе с 15 по 30 мая. Напомним, над скульптурой, посвященной творчеству художника-авангардиста Владислава Стреминского, работали Федор Саратцев и Станислав Шашков.

Таким образом, последовательно и достойно возвращается память о нашем земляке, имя и достижения которого раньше в научных и творческих кругах Беларуси были почти неизвестны.

Читать полностью:  http://news.tut.by/kaleidoscope/360968.html


Евгений Шунейко, искусствовед,организатор и участник проведения памятных мероприятий 






Powidoki życia. Władysław Strzemiński i prawa dla sztuki

30 listopada 2010 -- 27 lutego 2011
ms2, Ogrodowa 19


Władysław Strzemiński to postać-ikona, jeden z najradykalniejszych twórców związanych z awangardą dwudziestolecia międzywojennego w Polsce. Powidoki życia są pierwszą po siedemnastu latach wystawą monograficzną artysty.

Jej celem jest ponowna interpretacja twórczości Władysława Strzemińskiego i umieszczenie jej we współczesnym świecie. Wielowątkowa działalność Strzemińskiego miała na celu przekształcanie nie tylko sztuki, którą można nazwać wysoką - malarstwa, rzeźby, architektury, ale także szeroko rozumianego designu, co w ostatecznym rozrachunku miało doprowadzić do zmiany otoczenia człowieka i jego życia.

Dziś jego postawa jest zazwyczaj odczytywana jedynie w kontekście historycznym, tymczasem wydaje się, że pytania, na które odpowiedzi szukał Strzemiński -- jakie prawidła rządzą sztuką, jakie ona ma prawa, czy można ją oderwać od życia i jak daleko może ona na nie wpływać - są nadal aktualne.

Czym są tytułowe „powidoki", będące kluczowym pojęciem dla teorii widzenia Strzemińskiego? Fizjologicznie rzecz ujmując, siatkówka w oku zachowuje widziany obraz dłużej niż sam moment oglądania rzeczy - zapamiętuje widok, mimo że zdążyliśmy już odwrócić wzrok. Z tego powodu oko ma możliwość nakładania i mieszania się obrazów -- tych, które są jeszcze na siatkówce, chociaż nie patrzymy już na nie, i tych, które oglądamy w czasie rzeczywistym. Można zatem powiedzieć, że to nakładanie się obrazów na siebie umożliwia tym samym przenoszenie elementów wzrokowych

z jednej dziedziny na inną np. z obrazu na rzeźbę, z rzeźby na architekturę, z architektury na życie.

W ten oto sposób pewne zjawiska odkryte w malarstwie mogą być zastosowane w życiu codziennym, projektach wnętrz, a nawet w projektowaniu urbanistycznym.

Druga część tytułu Władysław Strzemiński i prawa dla sztuki odnosi się do rozważań artysty na temat „prawa", któremu poświęcił dużą część swoich badań. Strzemiński był głęboko przekonany, że sztuka ma prawo do uczestniczenia w życiu, a życie ma pełne prawo do udziału w sztuce. Sztuka, zdaniem Strzemińskiego, powinna odkrywać istotne elementy życia i tworzyć ich plastyczne odpowiedniki. Sztuka nie jest oderwanym od rzeczywistości tworem -- co więcej, funkcjonuje w jej ramach i wynika z niej.

Poszerzając pole interpretacji dzieł Strzemińskiego, kuratorzy zaprosili do współpracy niemiecką artystkę, która przepracowuje w swojej twórczości temat awangardy -- Katję Strunz. Dzięki jej interwencji w postaci projektu architektury wystawy, otrzymujemy nowy wymiar dzieł artysty, nowy komentarz do jego prac.
Strunz wykorzystując litery alfabetu stworzonego przez Strzemińskiego na początku lat 30. XX wieku, ułożyła słowo Zeittraum, które określa przestrzeń wystawy.

Powidoki życia. Władysław Strzemiński i prawa dla sztuki stanowią największą i najważniejszą produkcję Muzeum w 2010 roku. Ekspozycji towarzyszy cykl wykładów prowadzonych przez międzynarodowych gości, seminarium analityczne z czytania tekstów teoretycznych Strzemińskiego, panel dyskusyjny oraz warsztaty i działania edukacyjne dla szerokiej publiczności. W związku z wystawą ukażą się trzy publikacje: katalog wystawy, folder związany z projektem artystycznym Katji Strunz oraz książka będąca zbiorem interpretacji, która ma ambicję wypełnienia luki w badaniach nad działalnością Strzemińskiego.

Projekt ekspozycji: Katja Strunz
Kuratorzy: Paulina Kurc-Maj, Jarosław Lubiak
Konsultacja: Zenobia Karnicka







Wladyslaw Strzeminski Retrospective at MS2, Lodz / Poland




"Niebieskie
kwiaty”


Film o milosci KATARZYNY KORBO i WLADISLAWA STRZEMINSKIEGO

706