Джип-сафари к узденскому Стоунхенджу

Чудесный край поэтов, полный тайн и легенд.

Узденский район Минской области не случайно называют соловьиным краем. Он является малой родиной знаменитых писателей, поэтов и других деятелей искусства. В этом живописном уголке Беларуси немало мест, где можно черпать вдохновение, наслаждаясь красотой природы и удивительной архитектурой, получая яркие эмоции от встреч и гостеприимства местных жителей. В этом убедился и победитель викторины «Фотосафари «Лучшее в Беларуси!» пенсионер Валерий Гончаров, посетив вместе с внуками, дочерью и зятем неповторимую Узденщину.

Все богатства морского мира и арбузы на Красной площади.

Когда мы договаривались по телефону с директором местного историко‑краеведческого музея Тамарой Лухверчик об экскурсии по Узде, то она обратила внимание, что уж слишком мало времени отвели мы на посещение самого учреждения культуры.

— У нас экспозиции размещаются более чем на тысяче квадратных метров, есть что посмотреть и чем удивить гостей, — подчеркнула она. 

И это на самом деле оказалось так. Экскурсия по музею была необычной уже тем, что наш гид, влюбленная в свою малую родину Тамара Петровна, рассказывая, то и дело декламировала произведения классиков, уроженцев этой богатой на таланты земли: Кондрата Крапивы, Петра Глебки, Павлюка Труса и других известных земляков. Кроме того, мы зарядились силой и положительной энергией, подержавшись за ствол красавицы березы во дворе музея, а также узнали много интересного о традициях наших предков, посетив белорусскую хатку. Но самые яркие эмоции нас ждали во время знакомства с выставкой «И страсть, и увлечение, и душа» из личного собрания известного фотографа и коллекционера Лолия Македонского. Его так очаровала Узденская земля, что он переехал сюда на постоянное место жительства и часть экспонатов своей коллекции, собранной во время путешествий, передал для создания выставки, где, можно сказать, собраны все богатства морского мира. Здесь представлено огромное количество раковин, кораллов, морских обитателей, древние амфоры и даже зуб доисторической акулы, поднятый со дна Марианской впадины. В экспозиции много антикварной мебели и предметов интерьера ХIX века. Нам разрешили посидеть в старинном кресле за столом из красного дерева, украшенным богатой резьбой. 

Уже гуляя по старой части города, мы сделали еще одно открытие — не только в Москве и Пекине, но и в Узде есть Красная площадь. 

Она совсем небольшая, и здесь нет мавзолея, а главным украшением является памятник архитектуры ретроспективно‑русского стиля — храм в честь апостолов Петра и Павла. Площадь облюбовали местные предприниматели, и она используется как местный мини‑рынок, где преимущественно торгуют овощами и фруктами, а мы еще закупили здесь и азербайджанские арбузы. 

Загадочная гробница и свечной заводик в костеле. 

Город с более чем 500‑летней историей еще известен тем, что только здесь можно увидеть уникальную для Беларуси по своей архитектуре гробницу‑усыпальницу, принадлежащую роду Завишей. Она возведена во второй половине ХIX века в виде каменной пирамиды наподобие египетской.

В ее верхней части находилась небольшая потайная молитвенная комната, по обеим сторонам в три ряда чередовались ниши для захоронений, в торце — трехгранный подиум и ниша для алтаря. Необычную усыпальницу возвел генерал Казимир Завиша. По одной из версий, на это его вдохновило путешествие по Египту. А еще существует мнение, что потайная комната служила не только для молитв, но и для секретных собраний масонов. Нужно отметить, что сам Казимир был умелым воином, даровитым литератором, тонким политиком и удачливым дипломатом. А его внучка Мария Магдалена вторым браком вышла замуж за Николая Вацлава Радзи­вилла и стала известнейшей белорусской меценаткой. На ее средства был издан «Вянок» — первый сборник стихов Максима Богдановича.

В районе сохранился и ряд объектов родового имения Завишей, архитектурной жемчужиной которого по праву является Кальвинский сбор. С этим памятником архитектуры второй половины ХVI века связаны судьбы многих владельцев кухтичского имения...

В центре Узды внимание гостей привлекает необычный деревянный костел конца ХVIII века. К сожалению, его в свое время не внесли в Список историко‑культурных ценностей Беларуси. Из‑за этого достопримечательность чуть не потеряли, но вмешались местные жители и отстояли ее. А узденские католики в свою очередь, пока шли споры, что делать с культовым сооружением, за ним построили новый костел. В итоге исторический объект выкупил местный бизнесмен и разместил там часть своего свечного производства. Он с охотой принимает туристов и строит планы по возрождению храма. В настоящее время ведется активный поиск архивных материалов, чтобы сделать архитектурный проект для восстановления и реставрации костела.

Усадебно‑парковый комплекс «Наднеман» и «электрический человек».

Благодаря стараниям неравнодушных белорусов постепенно возрождается еще один великолепный архитектурный шедевр — усадьба Наркевичей‑Иодко в деревне Наднеман. Из‑за того что главное здание строилось в первой половине ХIX века на основе старого промышленного сооружения, оно получилось совершенно необычным. Архитекторы придали ему черты замково‑крепостного стиля с ретроспективными элементами средневековой готики. До наших дней сохранились лишь элементы дворца с башнями, но и по ним, как мы убедились, можно судить о его былом великолепии. Но не только своей архитектурой и богатством славилось имение, а и выдающимися личностями древнего рода. Самая прославленная из них Якуб Наркевич‑Иодко — естествоиспытатель в области медицины, изобретатель электрографии и беспроволочной передачи электрических сигналов, метода измерения влажности почвы, создатель метеорологической станции, электротерапевт, электролог, а еще талантливый музыкант. Одни называли его белорусским Ломоносовым, французские журналисты в свою очередь окрестили «электрическим человеком» и ставили его имя в один ряд с Теслой и Рентгеном. В имении Наркевич‑Иодко провел большую часть своей жизни, вплоть до 1905 года. Похоронен на фамильном кладбище усадьбы. Еще некоторое время в Наднемане жил сын Конрад, но в 1920 году уехал в Польшу, имение осталось бесхозным и пришло со временем в запустение. Здания, может, и сохранились бы, если бы в Великую Отечественную войну усадьбу не взорвали партизаны, чтобы здесь не разместились немцы.

Затем разными структурами предпринимались попытки начать возрождение усадьбы, но ничего не получалось, пока за дело не взялся Владимир Самуйлов. Минчанин купил близ деревни Наднеман дачу, где проводил лето. По образованию физик, белорусский ученый сам занимался изучением деятельности Наркевича‑Иодко. Еще во время работы в Белорусском государственном университете кандидат физико‑математических наук создал местный фонд для возрождения усадьбы. Благодаря ему в имении сейчас большая стройка. Первая очередь — въездная брама, здания каретницы и бровара — уже закончена. В правой «брамке» планируется разместить начальную музейную экспозицию. С тем, чтобы приезжие могли ознакомиться с историей усадьбы и личностью великого белорусского ученого. Строители приступили и ко второй очереди — реконструкции усадебного дома и оранжереи. В планах открыть на территории усадьбы международный научный центр, где талантливая молодежь может обмениваться опытом.

Релакс в «Лесничевке».

Уставшие от насыщенной экскурсионной программы, но довольные от увиденного и полученного багажа полезной информации, мы только к концу дня добрались к месту нашего ночлега — в охоткомплекс «Лесничевка». Как хорошо, что здесь нас уже ждала дышащая, как дракон, горячим паром русская банька, а еще и сауна с шикарным бассейном. Слегка перекусив, чтобы не на голодный желудок, мы всецело отдались банным процедурам с парением ароматными березовыми веничками и купанием. Затем ужин в уютном каминном зале и попытка посмотреть по телевизору игру сборной России против Бельгии на Евро‑2020. Но, увы, усталость и сон берут свое… Зато мы с лихвой наверстали все на следующий день: дети вдоволь наигрались на детской площадке, а взрослые не только сразились в бильярд, но и угостились лесной земляникой. 

И только после позднего завтрака в сопровождении инженера по охотничьему хозяйству Владимира Савицкого мы отправляемся в настоящее джип‑сафари по угодьям Узденского лесхоза. А поскольку в это время зарядил небольшой дождь, то как нельзя кстати нам пришлись легкие накидки от дождя признанного лидера по производству текстильной продукции в СНГ могилевской компании «Моготекс». 

Первый остановочный пункт в глухой лесной чаще — вышка по наблюдению за животными и подкормочная площадка. Хотя зверей мы не увидели, но зато в бинокли понаблюдали за птицами. На одной из сплошных вырубок с уже подсаженными молодыми растениями Владимир Савицкий нам рассказал, что кажущийся некоторый беспорядок и оставленный лесоводами бурелом — это не пример бесхозяйственности, а, наоборот, забота о лесе.

— После вырубки леса должны оставаться сухостои, остатки древесины, деревья с дуплами. А если все убрать — уничтожим среду обитания микроорганизмов и животных, — пояснил охотовед. 

По его словам, в лесхозе сажают больше леса, чем вырубают. В этом деле помогают поддержка и развитие собственного лесопитомнического хозяйства. 

— Ведь применение качественного посадочного материала повышает приживаемость и продуктивность создаваемых лесных культур для искусственного лесовосстановления, — отмечает Владимир при посещении лесопитомника Узденского лесхоза. — К тому же в нашем лесопитомнике выращивают для продажи населению и юрлицам различные декоративные культуры. 

И вот неожиданно на подъезде к Лошанскому водохранилищу на луговине перед лесом мы замечаем пасущихся оленей. Чтобы подобраться к ним поближе и сфотографировать, устремляемся в объезд по лесной разбитой дождем и тяжелой техникой дороге. И здесь наш «УАЗ Патриот» не подвел. Включаем на ходу полный привод — и вперед! При этом автоматическая коробка и по бездорожью ведет себя достойно и бесстрашно. Участки с глубокой колеей и грязью, песком и гравием — все это наш автоматический УАЗ нисколько не напрягло. Выезжаем на поле и успеваем полюбоваться на великолепных красавцев — благородных оленей, которые, правда, завидев нас, быстро скрываются в лесной чаще.

Ну а мы направляемся к еще одной достопримечательности Узденщины — геологическому памятнику природы — Каменским валунам. Они на самом деле впечатляют своими размерами. А доминируют в композиции два больших валуна и Конь‑камень, а остальные — поменьше — создают вокруг них кольцо.
Такое расположение камней роднит белорусскую находку с английским Стоунхенджем. С большой долей вероятности можно предположить, что люди наблюдали здесь за солнцем и луной, о чем свидетельствуют знаки на камнях. Считается, что Конь‑камень обладает мощной энергетикой: мужчин наделяет мужской силой, а женщин — детородной. В древние времена валуны являлись местом проведения языческих обрядов. Они принесены с территории Скандинавии во время сожского оледенения 220—150 тысяч лет назад и являются самой крупной по размерам группой валунов в Минской области. А в финале нашего джип‑тура нас ждало сладкое угощение. На пасеке лесхоза мы не только узнали много интересного о пчелах и их пользе, но и полакомились только что взятым из улья медом в сотах. 

— Для меня это путешествие в Узденский край стало настоящим открытием, — поделился впечатлениями Валерий Гончаров. — За два дня я так много увидел и узнал, что этого хватит для теплых воспоминаний надолго. К тому же еще раз убедился, и в этом поддерживают меня дети и внуки, что в Беларуси есть немало мест, где можно чудесно отдохнуть, и одно из таких — по‑своему неповторимая Узденская земля.

ИСТОЧНИК: СБ БЕЛАРУСЬ СЕГОДНЯ  АВТОР: СЕРГЕЙ КУЛЯГИН

487