ХУДОЖНИК НА ВСЕ ВРЕМЕНА.
Посвящается
130-летию со дня рождения Евгения Зака.
Узденщина подарила миру великого художника начала ХХ века.
Он родился в местечке Могильно в 1884 году и провел там свои незабываемые детские годы на берегах Немана.
Каждый, кто посетит малую Родину Евгения Зака, может ощутить особенную романтическую атмосферу этих мест, дающих гармонию и умиротворение для жизни, сохраняющих живую память о славных и героических временах отечественной истории.
Художник все свое творчество связал с идеями гармонического и идеального, которые дают истинное развитие современному обществу.
Только хорошо представляя особенности культурных традиций его Родины, можно осознать и истоки творческих идей, всю жизнь поддерживающих искусство нашего славного земляка.
Он получил образцовое по демократическим европейским критериям профессиональное художественное образование в Варшаве и Париже.
Это позволило очень одаренному от природы юноше удивительно быстро приобщиться к вершинам европейских художественных достижений, взять пример с величайших мастеров итальянского Ренессанса.
В среде своих современников разных национальностей, которые в начале ХХ столетия нашли свое признание в парижском центре демократического творчества на Монпарнасе, Евгений Зак отличается неповторимым классическим методом изображения образов природы и человека.
Он создал свой возвышенный живописный мир, в котором живут в первозданном ненарушенном естестве и свободно развиваются самые утонченные и гуманные человеческие чувства, эмоции и настроения.
В этом мире всегда есть место для тихой радости, созерцательности, просветленной грусти, мечтательности, мистической трепетности, сердечной искренности, меланхолического самоуглубления, что создает особую духовную насыщенность и притягательность его скромным и неброским на первый взгляд произведениям.
Но стоит только на одно мгновение углубиться чувствами и мыслями в этот чистый и прозрачный, как утренняя роса, поток живописных откровений художника, как они понесут на волнах вдохновения далеко за пределы серой банальности и инертного существования.
И будут всегда освежать память, и оберегать от вторжения в духовную жизнь всего агрессивного и порочного.
Долгое время передача тончайших духовных настроений связывалась в наших представлениях в контексте "Парижской школы" с портретами и обнаженными моделями Амедео Модильяни, искреннего друга нашего земляка Хаима Сутина.
В настоящее время, на основании неоспоримых фактов и свидетельств, можно говорить о том, что Евгений Зак также был хорошо знаком с этим талантливым художником и их творческие поиски взаимно обогащались.
В любом случае женские образы, рожденные трепетной кистью Е.Зака, не в меньшей степени несут силу эмоционального и эстетического воздействия, в буквальном смысле поражают своей удивительной многоассоциативностью.
Откровенно говоря, возникает чувство глубокого сожаления и раскаяния от того, что даже многие белорусские искусствоведы и художники, не говоря уже о разных любителях искусства, не имеют должного представления о таких живописных "Мадоннах" Евгения Зака.
А они так созвучны нашим представлениям о женской красоте, так близки по романтическому внешнему виду и духовной чистоте нашим прекрасным современницам.
Они сохраняют и развивают из поколения в поколение свою неисчерпаемую
женственность, которая не позволяет миру погрузиться в пучину дегуманизации.
Кажется, нет ничего прекраснее женских образов художника, написанных, как правило, в головных уборах самых разных очертаний: шляпках, платочках, головных накидках.
Их лица мягко освещены или слегка окутаны прозрачными тенями. На них играет также легкая загадочная улыбка, которая впервые появилась у Леонардовской "Джоконды".
В начале ХХ века, когда мир традиционных ценностей быстро разрушался, в искусстве, на фоне всех радикальных экспериментов, потребовалось для эстетического равновесия сохранение гуманистического идеала.
И эту задачу решил наш талантливый земляк, которому был доступен мир чистой красоты, не подверженный разрушительному воздействию времени.
Поэтому и сейчас "Мадонны" Е.Зака несут силу духовного очищения и просветления и ждут своего продолжения в современном белорусском искусстве, которое еще не утратило своего профессионального уровня
и живых связей с лучшими традициями европейского искусства.
В пейзажных композициях Евгений Зак также возвращает нас к истокам гармонии. Его герои только внешне могут всприниматься обычными пастухами, путешественниками,влюбленными, комедиантами и т.п.
Они всегда находятся в начале своего пути, стоят перед истинным моральным выбором, стремятся к проявлению самых возвышенных чувств, погружены в осмысление своего человеческого предназначения.
Им соответствует и первозданное природное окружение с реками, долинами,
памятниками архитектуры. Эти пейзажи можно легко представить в самых разных странах и уголках мира в силу их первозданности и обобщенности.
Есть, конечно, много общего в их характере и настроении с теми тихими и заповедными местами, которые связаны с истоками Немана, где родился великий художник.
Первые жизненные впечатления от окружающего мира не могут покинуть каждого человека на его целеустремленном пути по земле, а тем более выдающегося художника-странника.
Он страстно пытался подарить людям новое представление о первозданном пространстве, где каждый из нас первопроходец, созидатель, носитель настоящих ценностей. Это пространство совсем рядом, легко воссоздаваемое из памяти детства.
К нему можно прильнуть на берегу каждого ручья и в тени дерева, пока они украшают и облагораживают нашу землю за границами холодного "царства асфальта и железобетона".
Исходя от таких естественных и гармоничных начал, наш талантливый земляк шел по земле и открывал все новые красоты мира и значимость скромных и простых людей в разных странах.
Пришло время вспомнить о начале его пути.
В этом году на Узденщине будут организованы художественные пленэры и выставки, посвященные памяти Евгения Зака, творчество которого с неисчерпаемой образностью отныне и всегда будет актуальным и близким на его Родине, где возвращается память о нем как о художнике ЧИСТОЙ и ПРОНИКНОВЕННОЙ души.
Евгений Шунейко, кандидат искусствоведения, профессор БГАИ
Евгений Зак (Eugeniusz Zak). Из когорты современников Марка Шагала
(с субтитрами на польском языке)
Dziewczyna w rozowym kapeluszu
(с субтитрами на русском языке)